upd 11.04.09.

@
...............Нижний...... . .......Обмен........ .. . . . . . . . . . . . .Главная
......... Новгород.......... Музыкой ........... . . . . . . . Участники
..CD и кассеты................Из рук.. .. . . . . . Рекомендации
mp3 и караоке . .. .. .. .. В руки .. . . . . . . . . .. . . . . ... .. .. Точки

 

История кларнета

 

Принято считать, что кларнет изобрели в конце семнадцатого – начале восемнадцатого века.  В некоторых справочниках по данному вопросу можно найти информацию датированную 1690г. которая указывает на время когда был изобретён кларнет. Другие исследователи берут эту дату под  сомнение, и приводят свои аргументы, указывая, что впервые кларнет как музыкальный инструмент упоминается в 1710 г . О кларнете упоминает музыкальных дел мастер Деннер Иоган Христофор из Мюнхена, который работал  тогда  над тем, чтобы улучшить конструкцию французского старинного духового инструмента,  который назывался шалюмо (chalumeau, фр.). Изначально новый инструмент получил название «усовершенствованная шалюмо». Впоследствии же его назовут уже собственным именем «кларнет», из –за того, что его звучание по тембру походило на звук бывшей тогда в ходу трубы с высоким регистром, носившей название clarino, которое само произошло от латинского слова  clarus, что означает «ясный». Clarinetto (так кларнет называют итальянцы) в буквальном смысле «маленькая clarino». Некоторое время как шалюмо, так и кларнет были в ходу на равных, однако вскоре (приблизительно это вторая четверть восемнадцатого столетия) шалюмо практически не используется в музыкальном обиходе. Начинания Деннера продолжает Якоб – его сын (1681—1735). Созданные ним три инструмента заняли своё место в музеях Брюсселя, Нюрнберга и Берлина.  Отличительной особенностью этих кларнетов было то, что они конструкцию основанную на применении двух клапанов. Подобные инструменты были очень популярны до начала  XIX столетия. Однако, приблизительно в 1760 г . австриец Паур к двум уже существовавшим клапанам добавляет ещё третий, брюссельский кларнетист Роттенбург – четвёртый, а английский музыкант Дж.  Хэйл ещё и пятый. Это происходит в 1785 г . В конце концов,  знаменитый композитор и кларнетист из Франции Жан Лефевр, приблизительно в 1790 году, завершает создание модели кларнета, которая станет в будущем классической. Она оснащена шестью клапанами.  В конце восемнадцатого столетия кларнет можно назвать полноправным классическим музыкальным инструментом. В эту эпоху появляются исполнители-виртуозы, совершенствующие как технические аспекты игры на кларнете,  так и конструкцию инструмента.  Среди них выдающееся место занимает Иван Мюллер, этот музыкант ввёл такое новшество как изменение конструкции мундштука. Этим было достигнуто значительное влияние на тембр,  также упрощено передувание, диапазон инструмента расширился. Фактически была создана совершенно новая его модель. Это время, по праву, можно назвать «золотым веком» кларнета. Работы по совершенствованию кларнета были продолжены в 19 веке: в Парижской Консерватории профессором Гиацинтом Клозе в соавторстве с музыкальным мастером  Луи Бюффе (в будущем он основал компанию «Buffet-Crampon») была успешно приспособлена система кольцевых клапанов для кларнета,  которую  изобрёл флейтист Придворной капеллы Мюнхена – Бём Теобальд.  Изначально она применялась исключительно для флейты. Модель была названа «Кларнет Бёма», ещё она была известна как «французский кларнет». В ряду других известных мастеров, которые участвовали в усовершенствовании конструкции кларнета , были Адольф Сакс (он изобрёл саксофон и медные духовые широкомензурные инструменты)  и Альбер Эжен. В Австрии и Германии были распространены кларнеты носившие название «австрийских» и «немецких». Эти инструменты происходили от инструмента имевшего систему клапанов, которую сконструировал И. Г. Оттенштайнер (1815—1879) в соавторстве с Карлом Берманом, Берман создал «Школу  игры» для кларнетистов специально под  эту систему. В начале ХХ века мастер из Берлина Оскар Элер (1858 – 1936) усовершенствует систему. По традиции эту систему принято называть  «системой Элера».  Немецкий кларнет по строению механизма отличен от  французского. Он не так приспособлен для быстрой виртуозной игры. Трости и мундштуки для таких кларнетов тоже изготовляют по технологии, которая  имеет различия с французской. Тем не менее, считают, что кларнеты изготовленные по немецкой системе имеют большую выразительность, и по силе звука выигрывают.  Долгое время немецкие кларнеты широко распространялись во всём мире, однако, уже начиная с 50-х г. музыканты переходят на инструменты французской системы. Сегодня немецкими кларнетами пользуются в большей мере только музыканты из  Германии, Австрии, Голландии, а также,  как дань традициям, – некоторые кларнетисты из России. Кроме систем Элера и Бёма есть ещё другие варианты, по которым клапаны располагаются на инструменте.  В частности, фирма «Selmer» уже в 1900-х годах наладила выпуск «кларнетов Альбера» (своим строением они напоминали кларнеты, бывшие в ходу в середине 19 столетия), а в 60 – 70-х г.г. появились «кларнеты Марки». Их диапазон  имел возможность расширяться на октаву вверх.  Но, несмотря на это широкого  распространения они  получить не смогли. Среди экспериментальных моделей изготовляемых разными конструкторами необходимо отметить кларнет Ф. Шюллера. Это четвертитоновый кларнет, на котором исполнялась современная музыка. Кларнет в своём современном виде – это довольно сложный механизм в техническом плане. Инструмент имеет множество осей, приблизительно двадцать клапанов, рессоры, винты и тяги. Современные фирмы, занимающиеся изготовлением музыкальных инструментов, ведут постоянную работу по усовершенствованию конструкций кларнетов, создают качественно новые модели

newРанний период и развитие отечественного исполнительства на кларнете во второй половине 19 века

Становление современной отечественной школы исполнительства на кларнете

Виды кларнета, кларнеты с «бокалами» и металлическими раструбами

Прямые кларнеты

 

-

Главная,Участники Рекомендации Точки Статьи

......... Добавить........

-